Уровень масла Bajaj Boxer в полости сцепления

Что будет, если перелить масло?

Насколько критично, если уровень масла в двигателе будет выше нормы, точнее, выше максимально допустимой отметки? Может быть, инженеры Bajaj — перестраховщики, и ничего страшного не произойдет, если масла в двигателе будет чуть больше? Давайте разбираться.

Чем обычно опасен перелив масла в двигателе? Из руководств по двигателям некоторых советских автомобилей известно, что завышенный уровень масла грозит встрече быстро вращающихся частей коленвала с маслом в картере, что приводит к его обильному вспениванию и резкому ухудшению смазки трущихся поверхностей, а также отводу от них тепла, что чревато, как минимум, повышенным износом двигателя или, как максимум, к его аварийному заклиниванию.

Отметим, что части коленвала для образования пены должны:

  1. быстро вращаться,
  2. иметь «взбивательную» способность, т.е. быть наподобие «венчика» миксера, содержать выступающие части, отдаленные друг от друга так, чтобы масло успевало существенно заполнять зону соприкосновения.

Давайте поищем такие зоны в двигаете Bajaj Boxer. Для этого возьмем ранее опубликованное видео по сборке двигателя, сохраним интересные стоп-кадры, в редакторе изображений наложим правую крышку для вычисления уровней масла и начнем рассуждать.

Начнем с полости сцепления.

Уровень масла Bajaj Boxer в полости сцепления
Уровень масла Bajaj Boxer в полости сцепления

Как видим, в масле постоянно находится шестерня привода маслонасоса. С какой частотой она вращается? Это легко вычислить. Пусть коленвал вращается на максимальных 8000 об/мин, тогда первичный вал КПП вращается с частотой 8000*22/75= 2346 об/мин. (22 — число зубьев шестерни коленвала, а 75 — число зубьев шестерни корзины сцепления). Шестерня маслонасоса имеет 38 зубьев. Поэтому при максимальных оборотах она будет вращаться с частотой 2346*75/38=4630 оборотов в минуту.

Подходит ли шестерня маслонасоса под «взбивающую» пену роль? По частоте вращения — да. Но по второму условию, требующему наличия отдельно выступающих частей — нет. Т.е. шестерни обычно не могут взбивать масло в пену, иначе бы КПП в легковых автомобилях работали в масляной пене, а это не так.

Идем дальше. Корзина сцепления. По той же причине, что и шестерня КПП она непригодна для взбивания пены. Но отметим, что она может как касаться масла, так и нет, в зависимости от его допустимого уровня. Интересный факт, пока берем его на заметку.

Идем в середину двигателя, там где вращается коленвал и располагается КПП. Видим картину:

Уровень масла Bajaj Boxer в полости КПП
Уровень масла Bajaj Boxer в полости КПП

Что тут можно сказать? Чтобы коленвал, а точнее шатун своей нижней головкой мог коснуться масла, нужно очень постараться его перелить. Потребуется почти двойная его доза.

Переходим в левую полость генератора. Что тут видим?

Уровень масла Bajaj Boxer в полости генератора
Уровень масла Bajaj Boxer в полости генератора

При переливе масла ротор генератора может коснуться его уровня, но в силу того, что он не имеет значимо выступающих частей, это не приводит к пеногенерации масла.

Итак, какие можно сделать выводы?

Если немного перелить масло в двигатель при его заправке или доливке, то ничего страшного не случится, пеногенерации масла не произойдет. Однако, в силу близости быстро вращающейся поверхности ротора генератора может возникнуть дополнительное вязкостное сопротивление вращению, что повлечет дополнительный расход топлива. Корзина сцепления здесь также играет роль, хоть и меньшую в силу меньшей частоты её вращения. Только поэтому стоит все же следить за уровнем масла и стараться держать его в середине контрольного окна. Измерение производить в горизонтальном положении, когда мотор заглушен и постоял так некоторое время, чтобы все остатки масла со стенок картера и деталей стекли в нижнюю полость.

Кстати, а как смазываются шестерни КПП? Они же не зачерпывают масло, не достают до него. Об этом в следующий раз, или, быть может, найдем ответ в соответствующей теме форума.

Спасибо за внимание!

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x