Bajaj Boxer BM 150 Проверка датчика положения дросселя

Датчик положения дроссельной заслонки. Принцип работы, методы проверки.

На мотоцикле Bajaj Boxer BM 150  применяется интеллектуальная система зажигания, устанавливающая угол опережения искры в зависимости от оборотов и нагрузки, чтобы сгорание топлива было более эффективным, но вместе с тем предотвращалась детонация, способная разрушать части двигателя.

Сам датчик располагается в верхней части карбюратора, крепится одним винтом:

Bajaj Boxer 150, датчик дроссельной заслонки

Для простоты изложения можно охарактеризовать зависимость угла опережения так:

– чем выше частота вращения, тем больше угол опережения для эффективного горения (раньше применялся центробежный регулятор, сейчас его заменяет электроника),

– чем больше нагрузка на двигатель, тем меньше угол опережения для предотвращения детонации.

Если раньше в автомобилях нагрузка на двигатель определялась разряжением во впускном тракте устройством с названием “вакуум-корректор”, то в нашем случае конструкторы поступили проще – поставили датчик положения дроссельной заслонки, так называемый датчик Холла.

Простота его заключается в том, что выходной сигнал может принимать всего два состояния, соответствующие открытию заслонки до 20% и свыше 20%.

Т.е. если заслонка открыта до 1/5 своего максимального хода, то сигнал на выходе равен низкому уровню, а если свыше – то высокому.

По своим свойствам датчик соответствует цифровому однополярному датчику Холла, например, SS441A от Honeywell.

Внутренняя структура датчика Нолла

Первая особенность датчика в том, что для его работы требуется постоянное питание, поступающее от аккумулятора через замок зажигания.

Вторая особенность – сигнальный выход датчика выполнен с открытым коллектором, без внутренней подтяжки. Т.е. для его корректной работы требуется внешняя “подтяжка” к питанию. Без этой подтяжки сигнал всегда будет низкого уровня. Подтяжка в штатном режиме обеспечивается в CDI модуле, к которому подключается датчик.

Но вот вопрос: ведь модуль CDI питается не от аккумулятора, а от катушки генератора. Как в этом случае работает датчик?

А очень просто. Пока двигатель не вращается – питания нет, подтяжки нет,  соответсвенно нет никакого сигнала, даже при включеном замке зажигания, даже если открыть дроссель!

Нужно либо завести двигатель и приступить к измерениям, либо отключить датчик от разъема и имитировать приемную часть внешней цепью (питание 12В и резистор подтяжки 2-10 кОм):

Схема измерения для проверки датчика Холла на Bajaj Boxer 150

Альтернативная схема подключения измерительной цепи с индикатором – светодиодом:


Схема #2 измерения для проверки датчика Холла на Bajaj Boxer 150


Видео о проверке датчика: https://youtu.be/w-odptGAqg8

Что же будет, если датчик окажется неисправным, а необходимость движения окажется в приоритете?

Тут возможны варианты:

1. Потеря контакта сигнального провода, потеря питания датчика или схожая ситуация. Т.е. CDI будет понимать, что заслонка открыта и станет уменьшать угол опережения зажигания. 
Ничем, кроме ухудшения динамики, максимальной скорости, повышенного расхода топлива это не грозит.

2. Пробой выходного транзистора, замыкание сигнального провода на массу или схожая ситуация. CDI будет считать, что нагрузки на двигатель нет, увеличивая угол опереженя до максимальных величин. С динамикой и максимальной скоростью будет все в порядке, но возникает риск повреждения двигателя при продолжительных нагрузках.

Спасибо за внимание!

Обсуждение – тут.

Просмотров: 143

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о