Сегодня редкая минута, когда удается среагировать на просьбу рассказать об угаре, расходе масла на нашем Bajaj Boxer.
В наш четырехтактный двигатель заливается около 1-го литра масла и у многих оно может служить до регламентной замены без долива, но у некоторых мотоциклистов, включая меня, долив масла в эксплуатации все же требуется.
В чем тут отличия? Какие факторы влияют на расход масла? Чем опасна работа двигателя на пониженном уровне масла?
Давайте разбираться. Начнем с конца. Пониженный уровень масла может приводить к прерыванию его подачи к ответственным узлам. Это чревато заклиниванием или даже разрушением поршня при продолжении движения. Как следствие — дорогостоящий ремонт, нарушение планов. В одной из предыдущих работ я показывал, что предельно критический уровень наступает при падении объема масла до 600 мл. Хорошо, что в нашем мотоцикле имеется смотровое окно в правой крышке картера, по которому можно отслеживать уровень масла. На новых боксерах оно стало удобнее за счет зеркальной пластины.
Переходим к причинам расхода масла. В идеале масло никак не должно попадать в камеру сгорания, где оно сгорит вместе с топливом. Также масло не должно уходить из двигателя другими путями. По задумкам инженеров конструкторов в двигателе для этого предусмотрены следующие элементы:
1. Маслосъемные кольца.
Вместе с поршневыми кольцами они удаляют излишек масла со стенок цилиндров при движении поршня вниз. По мере износа колец их эффективность ухудшается. Также не столь эффективно могут работать и совсем новые кольца, пока не притрутся рабочими поверхностями в стенкам цилиндра.
2. Маслосъемные колпачки клапанов.
Должны препятствовать поступлению масла в зазор клапан — втулка клапана. По сути это сальники. Изношенное/задубевшее состояние этих сальников снижает их эффективность. Особенно это касается впускного клапана, на котором часто можно заметить повышенный коксовый нагар с тыльной стороны тарелки.
3. Сальники, прокладки.
Думаю, с этим все понятно.
4. Маслоотражательные пластины в системе вентиляции картера.
По сути это примитивный масляный фильтр. Должен препятствовать прохождению масла вместе с картерными газами во впускной тракт. Становится неэффективным при повышенном образовании масляного тумана.
Итак, если все предусмотренные конструкторами элементы в исправном состоянии, то существенный расход масла имеет место быть только при интенсивном образровании масляного тумана. Как и за счет чего он образуется? В чем его польза и в чем вред?
В технике маслянный туман часто используется для смазки трущихся узлов. В этом его кажущаяся польза. Однако, масляный туман не может служить основным способом доставки масла, т.к. он образуется только на горячем двигателе и при высоких оборотах. Что же, при холодном двигателе, на малых оборотах будет масляное голодание? Нет, не будет. Штатная система смазки с подачей давлением и разбрызгиванием масла вполне эффективна на всех режимах работы двигателя. Значит, от масляного тумана в нашем случае больше вред.
А где еще образование маслянного тумана — признак неисправности двигателя и опасного состояния, требующего снижения мощности или полного останова? Морские суда оснащаются системой мониторинга масляного тумана в картерах главного двигателя. Причиной маслянного тумана может быть даже неисправный перегревшийся подшипник. Дальнейшее движение с прежней нагрузкой может привести к аварии.
Ну и еще несколько слов о масляном тумане, вдали от нашей мотоциклетной темы. В конце 19-го, начале 20-го века перед учеными стояла задача определить заряд электрона. Было произведено несколько экспериментов, среди которых идея наблюдать за заряженными микрокаплями воды в электрическом поле принадлежала американскому физику Роберту Милликену. Но капли воды быстро испарялись, что мешало наблюдению. Соавтор эксперимента Харви Флетчер предложил использовать часовое масло, капли которого более устойчивы к испарению. Удивительно, что точность результатов измерений отличалась от сегодняшних всего на 4,8% в первом опыте и на 0,62% в последующем.
Вернемся к нашей мототеме. Получается, что тот, кто передвигается на мотоцикле неспешно, может даже не столкнуться с расходом масла. Ну а тем, кого привлекают высокие обороты двигателя на максимальных долговременных нагрузках, приходится следить за расходом масла и своевременно его компенсировать. Достаточно с собой иметь запас в 300 мл масла, чтобы избежать неприятностей в дороге при таком режиме.
Что еще стоит сделать, если режим максимальных долговременных нагрузок не столь редок? Если возникло желание еще увеличить мощность двигателя? Пожалуй, это тема для отдельного разговора.
А пока хочу пожелать здоровья Вам и Вашим коням!
Всего наилучшего!