Bajaj Boxer 150 Система зажигания, изучение. Часть 2. Зависимость искры от амплитуды сигнала с импульсной катушки.

Краткая история вопроса.

Нестабильность в пуске двигателя в холодную погоду понудила приступить к изучению: Bajaj BM150 Система зажигания, изучение. Часть 1.

Сигнал с импульсной катушки показался слабым, поэтому была проведена подготовительная работа: Bajaj Boxer BM150 — корректировка зазора импульсной катушки

Цель настоящего исследования.

В данной работе проверяется гипотеза о недостаточной амплитуде сигнала импульсной катушки для стабильного искрообразования.

Итак, амплитуда сигнала с импульсной катушки увеличена достаточно, чтобы можно было экспериментальным путем выяснить минимальный предел, при котором искра еще имеет место быть. Как уменьшить амплитуду? Наверное, есть множество способов, но в силу имеющихся возможностей был выбран метод шунтирования катушки сопротивлением. Переменного сопротивления нужной величины под рукой не оказалось, поэтому был взят старый советский переключатель на 5 положений и набор резисторов с алиэкспресса.

Набор для изготовления шунта

Небольшая работа паяльником и получился вот такой “магазин сопротивлений” от 47 до 430 Ом:

Подготовку измерительной цепи опускаем, переходим сразу к результатам измерения в режиме запуска двигателя электростартером.

Выбираем номинал шунта в 430 Ом и видим, что имеется значительный запас по амплитуде импульсного сигнала, как будто никакого шунтирования и нет вовсе:

Продолжаем сильнее шунтировать и доходим до минимального сигнала, при котором искра еще вырабатывается (шунт = 100 Ом):

Ну кто же откажется от возможности зашунтировать так, чтобы искры уже не было? Применяем 47 Ом и вот результат:

Результатов достаточно, чтобы сделать выводы. Они будут в конце. Теперь интересно посмотреть, какова будет картина при работающем двигателе (3000 об/мин):

Сигналы CDI Bajaj Boxer 150 при частоте вращения 3000 об/мин.

Видим, что амплитуда сигнала с импульсной катушки возросла до 20 вольт. Момент искры сдвинулся в более раннее положение: где-то посередине между положительным и отрицательным импульсом.

Помните исходную картинку в режиме запуска электростартером, 600 об/мин, с видом импульсов на питающей катушке ?

Хотите увидеть эти импульсы вооруженным взглядом? Вот они:

Импульсы на питающей катушке CDI (Bajaj Boxer 150)

Импульсы достаточно большой амплитуды, до 200 Вольт, последние два в группе короткие, почти прямоугольной формы – хороший источник широкополосных помех. Вполне вероятно, что именно благодаря им Bluetooth гарнитура при езде на мотоцикле часто подвергается сбоям.

Итак, настало время сделать выводы.

  1. В оригинальном состоянии сигнал с импульсной катушки достаточен для уверенного искрообразования даже в режиме кик-стартера. Никакого уменьшений зазора между катушкой и ротором генератора не требуется!
  2. Питающая катушка CDI низковольтная. Для получения нужного напряжения сам CDI применяет преобразование напряжения путем постоянной нагрузки катушки с кратковременным размыканием цепи. Получающиеся короткие высоковольтные импульсы заряжают конденсатор и попутно являются источником широкополосных радиопомех (привет Bluetooth гарнитурам). Это означает, что нельзя просто так заменить оригинальный AC-CDI модуль на какой-нибудь подходящий по основному разъёму.
  3. Причина нарушения искрообразования после простоя в холодную погоду осталась не установленной.

Остаются вопросы по некоторым моментам.

Непонятно, отчего есть разница в сигнале на первичной катушке зажигания в предыдущем измерении и сейчас. Раньше был вот такой красивый сигнал, на котором время горения было явно видно:

Кроме разницы в наблюдении времени явного горения видны еще 2 отличия:

  1. период автоколебаний контура катушка зажигания – конденсатор CDI на “хорошей” искре в три раза больше – 240 мкс против 70 мкс.
  2. На “хорошей” искре короткие положительные импульсы на отрицательной полуволне сглаживаются, а на нынешней доходят по амплитуде до огибающей.

Есть над чем призадуматься. Очень похоже, что емкость конденсатора CDI сильно отличается в этих двух случаях. Для сравнения вынес оба сигнала на один экран осциллографа при помощи графического редактора. Правильная искра – верхний сигнал в желтом, а неправильная искра – нижний сигнал в фиолетовом:

Сравнения сигналов на первичной обмотке катушки зажигания. Желтый – хорошая искра, фиолетовый – плохая.

Обсуждение здесь.

Просмотров: 20

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о