Bajaj Boxer 150 Система зажигания, изучение. Часть 6. Зависимость искры от качества контакта в цепи катушки зажигания.

Мы подошли к практическому эксперименту. Настало время узнать, насколько плохим может быть контакт на первичке катушки зажигания, чтобы мотоцикл мог еще заводиться. Кому лень читать и разбираться в деталях, можно сразу рекомендовать видео:

Ну, а тех, кто готов узнать некоторые подробности, приглашаю читать дальше.

Краткая история вопроса.

При эксплуатации мотоцикла я столкнулся с периодической непродолжительной потерей искры, преимущественно при температуре ниже +10 градусов, как правило, в режиме запуска. Изредка перебои происходили на ходу. Один раз мне повезло: когда мотоцикл не завелся, я снял свечной колпачок, вставил в него запасную свечу, приложил ее к цилиндру и стал крутить двигатель электростартером. Искры не было. Затем через 20 секунд она стала появляться, но через такт, при том, что мощность искры была на вид нормальная. Еще секунд через 5 искра восстановилась в полной мере. Очень захотелось найти причину дефекта, а не просто его устранить.
Из ранних статей этого цикла видно, что работа шла последовательно, охватывая даже те области, которые не относятся к данной задаче. Как иной раз случается, по ходу работ дефект сам устранился. Но к счастью, он оставил след в некоторых ранних осциллограммах, на которых сигнал с первичной обмотки катушки зажигания имел вид затухающих колебаний с увеличенным периодом. В предыдущем теоретическом наброске была сделана попытка рассчитать величину сопротивления плохого контакта по параметрам сигнала осциллограммы, она получилась около 10 Ω. Что интересно, неоднократный замер сопротивления первичной катушки мультиметром на разъеме CDI всегда давал верные 0,8 – 0,9 Ω. Попробуем восстановить дефект.

В данной работе исследуется качество искры в зависимости от величины активного сопротивления в цепи первичной обмотки катушки зажигания.

Для начала приводим всю цепь в идеальное состояние, чтобы исключить случайные влияния плохих контактов. Снимаем катушку зажигания, убеждаемся, что контакт заземления в надлежащем виде. Чистим, смазываем, поджимаем клеммный контакт, собираем обратно.

Заземляющий контакт оказался в норме.
Перед установкой клеммы обязательно подожмите её с двух сторон до соприкосновения внутренних контактов.
Для финальной сборки следует предварительно нанести смазку для контактов. За неимением подойдет литол24.

Подготавливаем искровой зазор в 10-11 мм, он примерно соответствует условиям искрообразования в цилиндре, когда сжатая в 10 раз топливная смесь своей плотностью препятствует электрическому пробою в зазоре свечи 1 мм.

В качестве эмулятора “плохого контакта” используем переменный проволочный резистор ППБ-25Е на 33 Ω :

ППБ – 25Е 33Ω

Соединяем его последовательно в цепи между проводом от CDI и катушкой зажигания. Параллельно сопротивлению подключаем мультиметр для измерения текущего значения сопротивления. Монтируем схему на мотоцикл, приступаем к испытаниям.

Искра в зазоре 11 мм в нормальных условиях стабильна

Искра стабильна в диапазоне сопротивлений 0-3 Ω. При увеличении сопротивления видно, как искра из “жирной” превращается в “тощую”, на значении в 6,8 Ω периодически пропадает совсем.

Смягчаем условия: уменьшаем искровой зазор до 4 мм. Искра становится стабильной, но всё такой же “тощей”:

Увеличиваем еще сопротивление, и на значении 16,8 Ω искра даже в таких условиях начинает пропадать совсем.

Ну а как выглядит сигнал на клемме провода от CDI при таких разных сопротивлениях?

Ну вот, испытания завершены.

Наверное, кто-то спросит, а какова практическая ценность данной работы? Что делать мотоциклисту на Bajaj Boxer 150, если у него пропала искра в пути, после мойки, дождя и т.п.? Ответ на этот вопрос лучше дать в отдельной статье, но здесь замечу, что клеммный контакт на катушке зажигания практически не имеет пружинных свойств. Т.е. со временем он слабеет, а попавшая влага создает электрохимическую коррозию, условия для возникновения повышенного сопротивления в цепи. Причем это сопротивление нестабильное, динамически меняет свое значение при вибрации, при прохождении тока в цепи. Именно поэтому его иной раз трудно распознать. В самом простом случае можно просто несколько раз снять и одеть клеммник, поверхность контакта очистится, и вы сможете доехать до дома. Лучше если есть инструмент, плоскогубцы, которыми можно слегка прижать “С-образые” контакты клеммника до соприкосновения их с основой. А также применить смазку для контактов (она препятствует проникновению влаги в контактную область). При отсутствии специальной смазки вполне подойдет ЦИАТИМ 221 или Литол 24.

Спасибо за внимание!

Просмотров: 141

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о