Что будет, если не следить за величиной провиса цепи? Если провис цепи чрезмерно большой вследствие естественного износа звеньев цепи и звезд передачи, то возникают риски при движении:
- соскакивания цепи со звезды
- обрыва цепи с повреждением кожуха и заклинивания заднего колеса
Обратная сторона медали — провис слишком мал, цепь перетянута. Результат:
- повышенный износ подшипников вторичного вала КПП
- повышенный износ цепи и звезд
- повышенный шум цепного привода при движении
- риск обрыва цепи с повреждением кожуха и заклинивания заднего колеса
Название сервисной операции | Регулировка цепного привода |
Рекомендуемая периодичность | Каждые 2500 км |
Степень сложности выполнения | Простая |
Временные трудозатраты | 10-15 минут |
Рекомендуемое совмещение с операциями | Чистка, смазка цепи |
Необходимый инструмент:
Порядок работы.
Ставим мотоцикл на центральную подножку на твердую устойчивую поверхность, чтобы исключить падение мотоцикла в ходе работ.
Освобождаем смотровое окно цепи от заглушки плоской отверткой:
Проверяем ход провисания цепи. Для этого прижимаем ее плоской отверткой вначале вниз до упора, затем вверх до упора (большие усилия не требуются, достаточно 0.3-0.5 кгс) и делаем замер хода одной и той же поверхности цепи. Удобнее за основу взять нижнюю поверхность. Можно воспользоваться линейкой, рулеткой. Опытный глаз возьмет за ориентир диаметр смотрового окошка, он равен 35 мм.
Если ход цепи больше 30 мм, или меньше 25 мм, требуется регулировка. Если ход цепи в норме, ставим заглушку смотрового окна на свое место, процедура завершена.
Ослабляем гайки крепления колеса, достаточно одного-двух полных оборотов. Слева:
И справа:
Важное исправление от 06.08.2019!!!
Кроме ослабдения гаек оси колеса необходимо дополнительно ослабить гайку соединения барабана с реактивной тормозной тягой, предварительно ее расшплинтовав:
Также в мануале указано, что следует ослабить гайку тяги привода тормоза.
После регулировки гайка соединения тормозного барабана с реактивной тягой затягивается с усилием 3,0-3,2 кг*м и зашплинтовывается. Также следует отрегулировать свободный ход педали тормоза.
Расконтриваем регулировочные гайки. Для этого опорную гайку удерживаем ключом, а контргайку отворачиваем на один оборот. Слева:
И справа:
Чтобы не нарушить соосность колес, необходимо вращать регулировочные гайки слева и справа на одинаковое число оборотов (долей оборотов) и в одном направлении (по часовой стрелке или против часовой).
Далее рассматриваем наиболее частый случай естественного износа, когда ход цепи оказался больше 30 мм и требуется его уменьшить. Для этого вращаем регулировочные упорные гайки по часовой стрелке. Делаем это пошагово. Повернули обе гайки одинаково, например, на пол-оборота, проверили ход цепи. Если нужно еще, вращаем еще на пол-оборота и снова проверяем, и т.д. Следует учесть, что при окончательной затяжке гаек оси колеса ход цепи дополнительно уменьшается примерно на 8-10 мм.
Подтягиваем слева, вращаем упорную гайку по часовой:
Подтягиваем справа, вращаем упорную гайку по часовой:
Добиваемся хода цепи в 33-35 мм с учетом его уменьшения при окончательной затяжке осевых гаек. Затягиваем гайки оси колеса. Слева:
И справа:
Как понять, какую силу нужно прикладывать, чтобы обеспечить требуемый момент затяжки? Для этого есть несколько решений. В идеале — использовать динамометрический ключ. Но он не всегда удобен, стоит недешево, да и в дорогу его с собой не возьмешь. Поэтому, используем метод «на глазок». Измеряем действующую длину ключа, а именно расстояние от центра гайки до средней точки приложения силы, обычно это отступ от противоположного края ключа в 2-3 см. Например, на моем 27-м ключе это 250 мм. Т.е. в 4 раза меньше метра. Следовательно, усилие должно быть в 4 раза больше, чтобы обеспечить требуемый момент. Если требуемый момент 7-8 кгс*м, то мне нужно прикладывать усилие в 7-8*4 = 28 — 32 кгс. С чем сравнить? Каждый может найти удобный для себя ориентир. Тяжеленный чемодан, к примеру. Если бы мой вес был бы 64 кг, то на каждую руку при подтягивании как раз бы приходилось 32 кг. Чем не ориентир?
Затянули? Проверяем ход цепи. Если он оказался за пределами, начинаем еще одну итерацию. В конце не забудьте законтрить упорные гайки контргайками, чтобы они вместе не отвернулись и не потерялись от вибрации. Усилия достаточно 0.5 кгс*м. А также установить на место заглушку смотрового окна.
Стойте — стойте! А для чего же вороток 6 мм? Он нужен, если гайки оси колеса «прикипели» на своих резьбах и требуется удерживать ось при откручивании, а иной раз и при закручивании гаек, например, левой:
Ну вот, теперь, пожалуй, все.
Спасибо за внимание!
Буду рад замечаниям и предложениям. Оставляйте их в виде комментария к этой статье или на форуме.