Анекдот. В советскую пору в одном из районов черноземья некий водитель горячих кровей очень трепетно относился к своему грузовичку, тщательно подбирая к нему важнейшие узлы, положительно влияющие на скорость хода. Машинка у него летала на зависть многим другим водителям. Но вот случилось непредвиденное — на скорости не удалось пройти поворот. Грузовик слетел под откос, перевернулся, задел дерево капотом. Водитель жив, отделался легким испугом, а вот пассажир — председатель районного совета получил серьезные увечья. Идет суд. Обвинение не сдержалось, перешло на эмоции: «Ну что же ты, сукин сын, наделал? Такого человека, главу райсовета чуть не погубил?» На что водитель привел свой контраргумент: «Слушай, что ты говоришь? Голову себе другую найдете! А вот у меня был тааакооой карбюратор! Такого больше нигде не найти!»
Ну а теперь к делу. Захотелось разобраться в особенностях нашего карбюратора, понять как правильно его регулировать, возможно, выявить недочеты, чтобы улучшить его характеристики. Приступаем.
Карбюратор у нас, можно сказать, обычный поплавковый, шиберного типа. Но не все так просто. Есть в нем особенность. По порядку, смотрим на карбюратор со стороны воздушного фильтра:
- Шибер (дроссель).
- Шток обогатителя.
- Отверстие подачи воздуха в систему обогащения.
- Отверстие подачи воздуха в систему холостого хода (далее: ХХ) (+ воздушный жиклер ХХ).
- Отверстие подачи воздуха в главную дозирующую систему (далее (ГДС) (+ воздушный жиклер ГДС).
- Штуцер для выводной трубки перелива и слива бензина с поплавковой камеры.
- Штуцер для трубки бензоподачи.
- Датчик положения дросселя.
Теперь взгляд со стороны цилиндра:
- Винт регулировки оборотов ХХ (при завинчивании приподнимает дроссельную заслонку)
- Винт качества ХХ ( В реальности регулирует только подачу приготовленной бензовоздушной эмульсии системы XX через отверстие 4)
- Основное отверстие системы ХХ ( Через него подается бензовоздушная эмульсия системы ХХ, подача ничем не регулируется)
- Дополнительное отверстие системы ХХ ( Через него подается добавочная порция эмульсии, размер порции регулируется винтом 2)
- Подающее отверстие системы обогащения топлива.
- Трубка сообщения атмосферы поплавковой камеры с внешней атмосферой (уравнивания давления)
- Рычаг обогатителя.
Немножко отвлекусь, сразу скажу, не делайте так, как я это себе позволил, не применяйте бензостойкий герметик для карбюратора. Бензин его со временем все равно разъест, и закупорка жиклеров, а еще хуже — каналов, его частицами обеспечена. Смотрим снизу:
- Гнездо поплавкового клапана
- Топливный жиклер обогатителя
- Топливный жиклер ГТС
- Топливный жиклер ХХ (Конструктивно выполнен вместе с эмульсионной трубкой)
- Отверстие трубки выравнивания давления поплавковой камеры
Теперь внимательно посмотрим на иглу поплавкового клапана:
- Запорный конус клапана ( он из бензостойкого пластика, не должен иметь большой выработки в виде кольцевой выемки от седла)
- Направляющие иглы клапана (Важно, чтобы на них не было задиров, заусенцев и т.п.)
- Подпружиненный упорный шток (За счет демпфирующей пружины клапан нечувствителен к вибрациям)
- Возвратная скоба ( Необходима для открытия «залипшего» клапана при понижении уровня топлива в поплавковой камере)
Посмотрим на крышку поплавковой камеры изнутри:
- Переливная трубка.
- Канал топливоподачи обогатителя.
Ну вот теперь настало время рассказать об особенностях. Начнем с системы холостого хода. Как вы помните, на рис.1 поз. 4 можно видеть воздушный жиклер системы ХХ. Дозированный воздух поступает в зону эмульсионной трубки ХХ без каких-либо регулировок. Смешивается с бензином, поступающим через топливный жиклер ХХ (Рис.3 поз. 4), и в виде топливной эмульсии разделяется на два направления. Одно ближайшее — основное отверстие ХХ (рис.2 поз.3), поток через него ничем не регулируется, т.е. это базовая подача. Но ее недостаточно для стехиометрии топливной смеси на ХХ. Для ее точной настройки служит второе направление с выходом через дополнительное отверстие ХХ (рис.2 поз.4), регулируемое винтом «качества смеси ХХ» (рис.2. поз.2) Иллюстрация направлений на рис.6:
- Воздушный дозированный канал ХХ
- Подача топлива через топливный жиклер ХХ в эмульсионную камеру.
- Подача топливной эмульсии в основное отверстие ХХ
- Подача топливной эмульсии в дополнительное отверстие ХХ через «винт качества ХХ»
Теперь понятно, почему вращение «винта качества ХХ» не сильно влияет на работу двигателя. Он даже может работать при почти закрученном винте. С другой стороны, такая система позволяет боле точно настроить топливоподачу ХХ. Не нужно ловить положения винта с точностью 1/16 или даже 1/32 оборота. Тут рабочим шагом вполне может служить более удобная 1/8 оборота.
Ну и на вопрос: «Что это за винт, регулировки воздуха или топлива?» можно ответить, что он больше похож на винт регулировки топлива.
Теперь некоторые наблюдения.
Винт регулировки качества ХХ:
Уровень погружения в топливо топливного жиклера ХХ кажется недостаточным:
Чем чревато такое положение? Даже при небольшом понижении уровня топлива в поплавковой камере топливный жиклер ХХ окажется в воздушном пространстве, что нарушит работу двигателя на ХХ. Если вдруг вы заглохли на подъеме в крутую горку, то не сможете завестись, пока не выровняете мотоцикл хотя бы горизонтально. Наверное, чаще можно столкнуться с ситуацией, когда по забывчивости забыли открыть топливный кран, завели, поехали, а мотоцикл через короткое время начинает глохнуть на холостом ходу, хотя если ехать под нагрузкой, то можно проехать больше полукилометра, т.к. топливный жиклер ГДС погружен в топливо значительно глубже. Положение легко исправляется термоусадочной трубкой (жаль, что только сейчас это заметил, а не при разборке карбюратора).
Немножко о габаритах и контрольных размерах:
Всем спасибо за внимание. Надеюсь, материал окажется полезным.
Всем привет! Такие дела,не думал я что этот мот надо будет с новья допиливать напильником((( 1. Запуск на холодную-пока танцы с бубном,постоянно залита свеча(свеча черная ппц) Интересный факт,выкрутил свечу — залита,протер-вкрутил,пару оборотов киком-запустился,причем без подсоса-на подсосе вообще не вкакую(. После того как поработает кое как сек 5-10 плавно добавляю подсос до фиксированного положения-работает вроде устойчиво и ровно. Всю инфу перерыл,видео индусов глядел) Пошел круить, завел(после протирания свечи) прогрел-дал поработать пару минут и навернул около 0.5 км( в видео типо 2-3) мне некуда так езить на проблемном карбе-полигона то нет) На прогретом завернул винт количества бенза(если это бенз?) откруил на пару… Подробнее »
Можно к изложенному еще порекомендовать поджать контакт на катушке зажигания на проводе, идущем от CDI. Меня он своей невнятностью заставил купить новый модуль зажигания, хотя на вид контакт выглядел безупречно.
А как проявлялась не внятность? Трудный\плохой пуск? если не трудно фото, того где нужно подогнуть
Так точно. Описывал тут:
https://bm150.topforme.ru/2019/02/10/bajaj-boxer-150-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-6/
Спасибо,обязательно попробую
Возможно, что наш обогатитель работает не совсем корректно, а именно, чем выше обороты, тем сильнее богатит. Порой не удается завести с электростартера, а с кикстартера все же удается.
Некоторые пользователи приспособить заводить так: на выключенном подсосе начинают запуск электростартером и лишь затем, через секунду опускают лапку обогатителя. Попробуйте.
Возможно это связано с тем, что карбюратор имеет наклон и уровень топлива в поплавковой камере повышается до плоскости разреза. Заметил это только вчера. Буду разбираться.
Привет всем! Седня полностью снял бак,поджал контакт-был в норме,зажал как смог) короче облазил все и вся) даже воздушный фильтр вытащил — втащил) нуууу… завелся от сучонок с пол оборота….думаеться мне что просто температура была около +10 седня , а до этого около 2-5,вот он и заливал все нафиг…. проехал седня еще 20 км сейчас уже целых 46 км !) начинает вроде лучше работать но не факт, к концу вечера почему-то стали повышенные хх,думаю притирка идет чтоле? бум катать бум наблюдать….
По видимому, этот карбюратор очень чувствителен к температуре. В Индии с этим массовая проблема. Чуть зимой похолодало до +4 — многие байки не заводятся или заводятся с большим трудом. С подогревом карбюратора стало лучше, но полностью проблема не решена. На улице было около 3 тепла — завелся на подсосе с 4-й попытки:
После 2-3 минут прогрева на ходу и сброса подсоса — двигатель глохнет даже при подгазовках (мотоцикл, правда, стоял немного с уклоном вверх).
Иногда возникает желание сменить карбюратор.
https://mototraveller.ru/2017/02/%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B1%D1%8E%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BC%D0%BE/
Спасибо большое за ценнейшее исследование и обзор. В общем, так я и думал, что карбюратор немного живет своей «индийской» жизнью. И вот почему, оказывается, левый винт «качества» настолько странно влияет на работу двигателя. Точнее сказать, влияет мало. У меня ранее никогда не возникало особых проблем настроить обыкновенный простейший шиберный карбюратор чтоб он работал практически как часы. Но этот UCAL просто сломал мне мозг. С момента покупки борюсь с периодическим зависанием повышенных оборотов на светофоре или переезде после «прохвата». Когда двигатель судя по звуку молотит на почти 2000 об и помогают лишь быстрые перегазовки ручкой, после чего он вдруг понижает обороты… Подробнее »
Привет! Я сталкивался с этим зависанием повышенных оборотов, на мой взгляд, причины тут: https://bm150.topforme.ru/2019/05/04/%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0-%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85/
Чуть больше инфы о характере карбюратора —
https://bm150.topforme.ru/2019/06/03/%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B1%D1%8E%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%BD%D0%B0/
Чуть попозже сниму видео вживую.
На моем винт качества откручен на полоборота от полностью закрученного состояния. Смесь чуть бедновата, особенно после перехода с режима нагрузки на ХХ, но никаких зависаний на повышенных. Минус — первые 5 минут движения повышенный риск заглохнуть на ХХ.
Спасибо!! Да, на пол-оборота пробовал вчера, ездил — не понравилось, слишком нестабильно двигатель работает на ХХ, даже с пропуском тактов. Хотя что нет зависаний на повышенных — уже хорошо.
Можно было бы скорректировать, открутить еще на 1/8 или 1/4, но я пока никак не пойму причину нестабильности ХХ, эта проблема, на мой взгляд, более существенна. То он нормальный, то начинает слегка богатить, когда долго работает именно на режиме ХХ, то сильно беднит после перегазовки или принудительного ХХ. Никак не разберусь пока, в чем тут дело. Не менять же карб на к.л. а-ля микуни?
Покатался пару дней с анализатором состава смеси, вынужден признать, что ошибался на предмет низкой чувствительности состава смеси на ХХ от положения винта качества. Чувствительность достаточно высокая. Плюс зависимость от температуры. Напомню, что предварительно для настройки нормальной смеси (14,7) на прогретом двигателе у меня винт стоял на полоборота от полностью закрученного состояния. Вчера двигатель стал часто глохнуть на ХХ даже в горячем состоянии. Прибор показывал обедненную смесь на ХХ (15,6-17,2). Сегодня с утра отвернул винт на 1/8, выехал, прогрел — двигатель работает ровно, на ХХ смесь стала богаче (13,8-14,2), обороты стали выше — до 1550. И тут же словил зависание повышенных… Подробнее »
Добавлю, что после опускания иглы пришлось винт качества открутить почти на полный оборот. Это означает, что главная дозирующая система принимает значительное участие на ХХ, чего, в принципе, не должна делать. Может еще из-за этого имеется нестабильность в работе ХХ. Буду пробовать побороть увеличением высоты золотника.